Корзина
7 отзывов
ОТ МАЛЕНЬКОЙ ХЛОПУШКИ ДО БОЛЬШОГО ФЕЙЕРВЕРКА. Часть 1.
Контакты
Русские фейерверки - Уфа
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или индивидуального предпринимателя.
+7917495-71-19
+7347244-77-99
+7917345-60-38
ИП Усманова Н.З.
РоссияРеспублика БашкортостанУфаул. Самаркандская, 1/4 (вход со двора)
Карта

ОТ МАЛЕНЬКОЙ ХЛОПУШКИ ДО БОЛЬШОГО ФЕЙЕРВЕРКА. Часть 1.

Трапенок В.А., Антонова Л.А. ОТ МАЛЕНЬКОЙ ХЛОПУШКИ ДО БОЛЬШОГО ФЕЙЕРВЕРКА

ИСКУССТВО «УВЕСЕЛИТЕЛЬНЫХ ОГНЕЙ»

 
 

Едва пи есть другое такое зрелище, которое вызывает настолько же яркое и сильное впечатление, как фейерверк. Завораживающая сила огня объединяет в едином чувстве тысячи зрителей, наблюдающих за горящими цветными огнями фейерверка. Но мало кто знает, какая громадная работа кроется «за кулисами» видимого всеми представления. Это не только огромный труд по изготовлению фейерверочных изделий и по проведению фейерверка, но и большая научная и исследовательская деятельность.

Наукой, изучающей свойства и применение огня, является пиротехника. Образное определение пиротехники — это умение пользоваться четвертой классической стихией — огнем, а также искусство создавать огненные картины и композиции.

История «увеселительных огней» и «огненных потех» уходит своими корнями глубоко в древность и тесно связана с развитием общества и ростом его культуры. Еще в доисторические времена люди учились использовать огонь не только как источник тепла и света, а стали придумывать ему и другое применение: передавать кострами сигналы, использовать во время войны.

Первым большим достижением пиротехники стало изобретение знаменитого «греческого огня», который впервые начали применять в Византии. «Греческий огонь» оказался страшным оружием — его нельзя было затушить водой — и принес много побед древним воинам.

«Греческий огонь» имел несколько видов, рецепты его химического состава и способ приготовления составляли величайшую государственную тайну. Одним из составов набивали трубки и выпускали огненные струи в лицо неприятелю, опаляя его. Другим составом, имевшим зажигательную способность, наполняли горшки, бочонки и бросали их на деревянные осадные башни и корабли неприятеля. Состав зажигал дерево, и постройки сгорали.

«Греческий огонь» производил сильную панику у врагов, некоторые историки описывали его действие в таком ужасающем виде, что в последующие века ученые долго считали его чем-то таинственным, непонятным, а искусство составления его — безвозвратно утерянным. Несколько веков хранился состав этого огня в нерушимом секрете, и не раз выручал греков в многочисленных войнах. И только в XII веке, когда в древней рукописи был найден рецепт его состава, оказалось, что он очень близок к обыкновенному пороху.

Одновременно развитие пиротехники шло и в Азии. Китайцы, во многих областях опередившие европейцев на целые века, еще в глубокой древности изобрели смеси, подобные пороху. Этот порох был пока еще очень слаб, но для военных целей уже были придуманы метательные ракеты, служившие для поджигания. А, главное, он подходил для изготовления цветных огней и фейерверочных ракет, из которых стали устраивать фейерверки. Фейерверочное искусство в Китае достигло высокого совершенства. Национальные традиции, в которых тесно переплелись особенности культуры и религии, сделали Китай ведущей страной по изготовлению развлекательной пиротехники. Выдумке и изобретательности китайцев мы не перестаем удивляться и сегодня: они производят тысячи видов фейерверочных изделий — от самых больших зарядов до крошечных петард.

Видимо с Востока и пришли в Европу первые фейерверочные изделия, нашли своих почитателей и прижились здесь, т. к. уже в IV веке встречаются упоминания о первых огненных представлениях. С этого времени у европейцев появляется собственная история развития фейерверочного искусства.

Много легенд ходит об изобретении пороха. Одна из них, самая распространенная, предполагает, что порох изобрел францисканский монах Бертольд Шварц. До своего монашества он был золотых дел мастером и, вероятно, занимался алхимией. Из-за своих занятий был обвинен в колдовстве и попал в тюрьму. Но и там он проводил химические опыты. И, однажды, неосторожно нагревая состав в железной ступке, произвел взрыв, которым и увенчалось его открытие. Какова здесь доля правды или доля вымысла, определить теперь сложно. Скорее всего порох не был изобретен одним человеком, а создавался и совершенствовался понемногу целой плеядой людей. Помимо Б. Шварца изобретателями пороха называют и других средневековых ученых. Возможно, Бертольд Шварц лишь усовершенствовал уже существовавший ранее состав, но роль этого открытия была настолько велика, что благодарные потомки в XIX веке воздвигли памятник неизвестному монаху Бертольду Шварцу.

Что же такое порох? Это взрывчатая смесь, состоящая из селитры, серы и древесного угля. Каждый из компонентов пороха играет в его составе особую роль. Сера — легко воспламеняется и горит, выделяя большое количество тепла. Селитра при горении выделяет много кислорода. Высокая температура и наличие кислорода — условия для быстрого сгорания угля. Такой смеси при горении не нужен кислород из воздуха, значит оно может происходить в замкнутом пространстве.

Если порох поместить в твердую оболочку и воспламенить через небольшое отверстие, то произойдет мгновенное его сгорание — взрыв: образовавшиеся при горении газы разорвут оболочку. Это свойство стали использовать китайцы, начиняя порохом полые чугунные шары с отверстием для зажигательного шнура. Шнуры поджигались, шары выбрасывались специальным метательным устройством и летели с тяжелым гулом на врага, дымя развевающимися в воздухе хвостами. Если расчет времени был точен, и шнуры догорали в тот момент, когда шары падали в расположение неприятеля, происходил взрыв, и осколки, разлетаясь, несли смерть и ужас. Китайцы называли такие снаряды «черными драконами», позднее европейцы назовут их бомбами.

А что произойдет, если оболочка будет не сплошная, как в шаре, а иметь достаточное отверстие? Значит, газы устремится в это отверстие. А если его плотно забить какой-то заглушкой, пробкой? Газы с огромной силой вытолкнут эту пробку. Таким образом мы получаем как бы простейшую модель огнестрельного орудия: емкость для пороха — это само орудие, пробка — это снаряд, а порох — заряд для его выталкивания. Но прошло еще много лет, пока огнестрельное оружие оформилось в известном нам виде: артиллерийские орудия и ручное стрелковое оружие.

В конце XIII века прототип огнестрельного оружия впервые применили арабы, которые помещали в железную или деревянную трубку с одним наглухо закрытым концом стрелу или что-то вроде круглой пули, и посредством пороха выбрасывали этот снаряд. В Европе, имевшей уже вековые традиции питейного и кузнечного дела, эта новинка прижилась с невероятной быстротой. В течение века распространившись по всем европейским государствам, огнестрельное оружие усиливало их мощь и давало большие преимущества обладавшим им странам в их завоевательных войнах.

Первые артиллерийские орудия были не очень прочными, часто разрывались от порохового заряда, представляя смертельную опасность для первых артиллеристов. Поэтому, подпалив ведущий к запальному отверстию фитиль, обслуга орудия со всех ног бросалась к приготовленному окопу и пряталась в нем. Но, постепенно усовершенствуясь, орудия становились все безопаснее, стреляли более точно, и, конечно, обладали сокрушающей разрушительной силой, несравнимой ни с каким-либо другим оружием. Крупные орудия, стрелявшие огромными каменными ядрами, разрушавшими крепостные стены, назывались бомбардами. Поэтому люди, обслуживающие их, стали называться бомбардирами.

Гром выстрелов и сила ядер внушали страх, обращали неприятеля в бегство одним лишь видом пушек. Случалось, что целые города сдавались без сопротивления, лишь завидя наведенные на себя пушки. Позднее стали использовать длинноствольные пушки, стреляющие более мелкими железными ядрами, лучше пробивавшими стены, и мортиры, стреляющие разрывными бомбами. В XV–XVI веках было усовершенствовано и ручное огнестрельное оружие — появились более легкие мушкеты. Распространение огнестрельного оружия произвело настоящий переворот в военном деле.

Порох был необходим и незаменим в фейерверочном деле. Он применяется в пиротехнических изделиях и по сей день в виде заряда для выстреливания изделия вверх, в разрывном заряде для раскрытия шара в воздухе или в виде начинки особых изделий, например шлагов, предназначенных для имитации пушечных выстрелов. Порох в виде пороховой мякоти входил в составы различных фейерверочных изделий, из нее изготавливали воспламенительные составы. Благодаря использованию пороха, изменяя лишь его дозировку, стало возможным регулировать скорость и силу горения пиротехнических составов.

Пиротехнические составы — это горючие химические смеси, которыми начиняются фейерверочные изделия. При горении пиротехнических составов получаются необходимые красочные эффекты: вспышки, снопы или струи блестящих искр, яркое чистое пламя белого или другого цвета — красного, зеленого, синего, а также звуковые эффекты. Для составов употребляются химические компоненты двух видов: горючие вещества и окислители, выделяющие при горении большое количество кислорода. Скорость горения составов различна и зависит от свойств и взаимодействия этих компонентов.

По скорости горения все составы делятся на сильные и слабые. Слабые медленно горящие составы образуют яркое белое или цветное пламя без образования искр, яркость и цвет которого зависит от химических веществ, входящих в его состав.

Сильные составы, искристые или пламенные, при быстром горении образуют большое количество упругих газов, которые можно использовать как реактивную движущую силу. Сильными составами снаряжаются ракеты, форсы, фонтаны, китайские колеса, швермера и др. Составы при горении заставляют эти изделия вращаться, летать, производить хаотичное движение. Мастерство пиротехника — направить это движение в нужное русло: ракеты должны взлетать вверх, фонтаны и форсы образовывать динамические фигуры — огненные кольца, колеса, солнца. Статические фигуры изготавливают из цветопламенных и искристо-форсовых изделий, контурных свеч.

С образованием в Европе в конце XVII века регулярных армий, артиллерия выделилась в особый род войск. Мастера, приготавливающие и пускающие фейерверки, перешли на военную службу и носили специальное унтер-офицерское звание — фейерверкер. Работа с порохом и пиротехническими составами была очень опасна, требовала особых условий, навыков и мастерства. Обучали искусству потешной пиротехники в артиллерийских школах. Самое первое в России специальное ракетное заведение было основано в Москве в 1680 г. Во главе его поначалу стояли иностранцы, но мало-помалу и русские мастера стали привыкать к этому новому делу, так что вскоре фейерверочное производство прочно укоренилось в России.

Исторические хроники упоминают о многих больших фейерверках, сожженных в Европе в XII–XVII веках. Раньше всего фейерверки стали появляться в Италии, куда были занесены по торговым путям из Азии. Из Италии фейерверочное искусство перешло к соседним народам — французам и немцам, где оно пустило глубокие корни. В это время появляются основные фейерверочные изделия — фигуры, которые составляют любой фейерверк: ракеты, фонтаны, форсы, шлаги, швермера, а также разнообразные сложные фейерверочные конструкции и декорации. Эти изделия были еще недостаточно надежными, часто взрывались и разбрасывали твердые куски, способные наносить раны и увечья. При сжигании фейерверков мало задумывались о мерах предосторожности. Мелкие изделия часто пускались пиротехниками прямо из рук и направлялись на публику «для смеха», что вызывало крики страха и, конечно, травмы и ожоги. По отзывам старинных писателей, в начале представления раздавались возгласы радости и восторга, а оканчивались они часто печально, причиняя раны, а иногда и смерть. Очень часто фейерверки становились причиной возникновения больших пожаров. Только с опытом стали приходить знания о необходимости обеспечивать безопасность людей и принимать меры дня противопожарной охраны.

XVIII век в России неразрывно связан с именем Петра I. Развитию каких только наук и ремесел не дал толчок царь-реформатор! Ему обязано своим подлинным рождением и русское искусство фейерверков. Петр I с детства увлекся «потешными огнями». С этого времени в России все чаще устраиваются фейерверки, и молодой царь принимает в них самое деятельное участие: на потешном дворе собственноручно изготавливает ракеты, шутихи, колеса и пиротехнические составы.

Фейерверки устраивались по поводу традиционных русских праздников. В 1690 году в подмосковном селе Воскресенском по случаю масленицы состоялся большой праздник, на который собрался царский двор, бояре. Праздник начался парадом потешных» войск и пушечной стрельбой, а закончился большим фейерверком, состоящим из двух отделений. Сначала зажгли фейерверк на переднем дворе дворца, действие которого продолжалось два часа. Во время этого фейерверка был убит один дворянин: ему на голову упала тяжелая не-разорвавшаяся ракета.

Несмотря на происшедший несчастный случай, в тот же день в присутствии царицы, царевен и всего двора, при огромном стечении народа был сожжен другой фейерверк, приготовленный лично 17-летним Петром, который продолжался около трех часов.

Через три года в том же Воскресенском на масленицу был приготовлен при непосредственном участии Петра другой большой фейерверк. Среди различных фейерверочных фигур был представлен огненный транспарант с изображением героя античной мифологии Геркулеса, раздирающего пасть льва, который как бы демонстрировал возросшую силу «потешного» войска. Царица Наталия Кирилловна осталась очень довольна изображением Геркулеса и подарила 20-летнему венценосному пиротехнику полный сержантский мундир Преображенского полка, чем доставила ему неописуемую радость.

Бурное развитие фейерверков в России происходило под руководством самого царя и пользовалось симпатией общества. В петровскую эпоху изменился характер празднования государственных и общественных событий, что впервые проявилось в торжествах, организованных по поводу победы русских войск над турками под Азовом в 1696 году.

В результате этой победы возрос престиж России на международной арене, у русских людей окрепла вера в успех борьбы за выход России к морю. Поэтому Петр I считал необходимым всемерно подчеркнуть значение Азовской победы. Уже на следующий день после взятия Азова в русском лагере состоялось празднование, производилась «трижды заздравная радостная стрельба» из ружей и пушек. По пути возвращения армии в Москву, в Черкасске для Петра, военачальников и полков был сожжен фейерверк. Это был первый случай, когда в честь военной победы был специально устроен фейерверк.

30 сентября в Москве встречали войска, вернувшиеся из Азовского похода. В честь этого события были построены нарядные триумфальные ворота, через которые проходили победители. Москвичи с изумлением взирали на диковинные «врата», на громадные резные статуи Геркулеса и Марса, поддерживающие свод, живописные картины, прославлявшие храбрость воинов. В оформлении триумфальных ворот были впервые использованы зажженные фонарики, послужившие началом устройства праздничных иллюминаций.

Новые формы празднования военных побед нашли еще более яркое выражение в больших торжественных увеселениях, организованных в феврале 1697 года у Красного Села на окраине Москвы. Вокруг большого пруда и на его льду была построена крепость наподобие Азова. Здесь были устроены «потехи изрядные > — сцены штурма и взятия Азова, в которых принимали участие полки, вернувшиеся из похода. А вечером на льду был представлен прекрасный фейерверк.

На переднем плане фейерверочного зрелища, в прорубленном во льду бассейне, была установлена декорация, изображавшая властелина морей Нептуна, плывущего на морском коне. Нептун символизировал победу России на море. За ним на ледяной площадке возвышались триумфальные ворота. А на центральном месте стоял огромный обелиск с надписью «VICTORIA» (победа), увенчанный сиянием фейерверочных огней. По сторонам его помещались декорации парящего в воздухе двуглавого орла, олицетворявшего русское государство, и турецкого полумесяца.

К большому удовольствию зрителей, российский орел весьма метко обстреливал ракетами турецкий полумесяц, что было непростой технической задачей для того времени. Но помимо этого фейерверк состоял и из других «разных искусных машин», управлением которыми занимался и сам Петр. Эти и еще многие другие декорации были окружены мортирами, выбрасывавшими потешные огненные ядра, фугасами, оградами из множества ракет и других изделий увеселительной пиротехники, создававших красивые огненные эффекты.

С именем Петра I связаны реформы и преобразования, происходившие в России в области культуры и быта. Как известно, с 1700 года в России было введено новое летосчисление и установлено начало календарного года с 1 января. В связи с наступлением нового года и века, власти организовали в Москве большой праздник Новолетия. Указом Петра I от 20 декабря 1699 года горожанам предписывалось украсить свои дома ветвями сосновых, еловых и можжевеловых деревьев, В указе также говорилось: «Да генваря ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на Большой Красной площади огненныя потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам Боярам и Окольничим и Думным и Ближним и знатным людям палатнаго, воинского и купецкаго чина именитым людям, каждому на своем дворе из небольших пушечек, буде у кого есть, и из несколько мушкетов или иного мелкаго ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число по ночам огни зажигать из дров или хворосту или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть или кто похочет на столбиках поставить по 2 или по 3 смоляные и худые бочки, и наполняя соломою или хворостом, зажигать». Так велелось отмечать праздник.

И, действительно, празднование Новолетия происходило в соответствии с указом. По свидетельствам очевидцев, устраивались и торжественные богослужения, и парады войск, и салюты, фейерверки и иллюминации, дома были украшены «ветвями от разных дерев». В течение недели не умолкала пальба из 200 орудий на Красной площади и многих ружей на частных дворах. А по ночам везде горели праздничные костры и хлопали ракеты. Вот откуда пошли наши традиции отмечать Новый год с елками, с поздравлениями, с хлопушками, с салютами и фейерверками, устроенными своими руками.

Опытный фейерверкер XVIII века М.В.Данилов писал: «Фейерверки бывают разной величины и представляют разные фигуры, огни и цветы, но какие при этом представляются фигуры из фонтанов, пирамид, свеч, колес — сего описать невозможно, потому что искусный фейерверкер два раза одной фигуры представлять не должен, а старается представлять новоизобретенные».

 

В другом старинном руководстве по устройству «увеселительных огней» говорится: «Фейерверк по своему расположению подобен театральному представлению, в котором есть поднятие занавеса, акты, интермедии или антракты и апофеоз — в фейерверочном же искусстве они называются сигналами, декорациями, букетами и освещением местности бенгальскими огнями». Далее описывается традиционно сложившаяся схема построения пиротехнического спектакля, основные принципы его устройства и возможности комбинации его элементов.

О начале представления возвещает сигнал, который дается серией взрывов или пушечных залпов. Далее чередуются декорации, состоящие из серий подвижных и неподвижных фигур, сжигаемых одновременно, и имеющие продолжительность в несколько минут.

Декорации перемежаются антрактами, в которых сжигаются ракеты, римские свечи, бенгальские огни и другие изделия. Антракт продолжается столько времени, сколько нужно для подготовки следующей декорации. Последняя декорация делается больших размеров, представляет главную фигуру фейерверка и служит предвестником большого букета или заключения.

Большой букет заканчивает фейерверк и состоит из спуска множества римских свеч, ракет, люсткугелей в таком количестве, чтобы украсить место фейерверка настоящим огненным букетом. О конце фейерверка по традиции возвещало зажжение цветных огней по всему пространству представления.

Таким фейерверком нужно было дирижировать, как оркестром, и это входило в обязанность главного фейерверкера. Являясь по существу режиссером всего представления, он должен был в совершенстве владеть своим искусством, а также руководить большим штатом фейерверкеров, которых на разных фейерверках бывало от нескольких десятков до нескольких сотен.

Обратимся снова к истории и посмотрим, как практически воплощалось мастерство такого огромного коллектива людей на конкретном примере постановки пиротехнического представления.

Зимой 1709 года проводились торжества по случаю Полтавской победы. Вспомним, что предшествовало этому событию. Северная война была в разгаре, русские одержали целый ряд значимых побед и закрепились у Балтийского моря. Петр I выразил желание прекратить тяжелую войну, однако Карл XII категорически отказался обсуждать условия мирного договора. Шведская армия вторглась на земли Белоруссии и Украины, предполагая двинуться на Москву. При этом Карл XII надеялся на поддержку гетмана Мазепы, но они оба ошиблись в расчетах. Почти все казацкие полки остались верны России, а население Украины объявило шведам настоящую народную войну. В июне 1709 года произошла знаменитая Полтавская битва. Шведская армия, считавшаяся лучшей в Европе, была разгромлена, Карл XII и Мазепа позорно бежали.

Русский народ восторженно встретил весть о победе, она праздновалась по всей стране. Самые большие торжества были организованы в Москве с 21 декабря по 1 января 1710 года. Москва оделась в праздничное убранство. Были сооружены семь триумфальных ворот, украшенных скульптурами, эмблемами, красочными транспарантами. Так на одном из них был изображен сюжет древнего мифа о Дедале и Икаре, который в аллегорической форме рассказывал о том, как шведская армия во главе с Карлом XII, безрассудно устремившись в глубь России, обрекла себя на гибель. Некоторые картины представляли собой едкие карикатуры. Был показан осел «во львиной коже гордящийся», под которым подразумевалась шведская армия и сам король (изображение льва входило в герб Швеции), а затем осел с содранной «львиной кожей» и осмеянный.

В период торжеств Москва озарялась по вечерам роскошной иллюминацией. Картины, триумфальные врата, дома были украшены тысячами светящихся фонариков и шкаликов. 21 декабря Москва с почестями встречала победителей Полтавской битвы. Начавшиеся с утра гуляния продолжались вечером при огнях зажженных иллюминаций. Несколько дней продолжались торжества, по вечерам сжигались великолепные фейерверки, длившиеся по нескольку часов, было выпущено множество увеселительных огней. Торжества, посвященные Полтавской победе, завершились вдень празднования нового 1710 года.

Вечером 1 января было организовано интересное, тщательно подготовленное фейерверочное зрелище. Датский посланник писал, что в этот день «зажгли в высшей степени красивый и затейливый фейерверк. В нем замечались красивые голубые и зеленые огни, изобретенные самим царем, а равно многочисленные огненные шары и огненные дожди, превращавшие ночь в ясный день». В этом фейерверке были показаны специальные декорации. На одной из них был изображен Зевс, молнией поражающий Фаэтона — легкомысленного и дерзкого сына бога солнца, пытавшегося управлять огненной колесницей отца и едва не спалившего землю. Смысл ее был прост. Подобно Фаэтону, шведская армия, увлеченная авантюрным походом против России, была жестоко наказана. Петр сам обратился к образам этого мифа, когда писал о разгроме шведов под Полтавой: «…единым словом сказать, вся неприятельская армия фаэтонов конец восприяла». На другой картине был виден обессиленный лев, подвешенный цепью над табуретом с богатой подушкой. Эта картина довольно зло высмеивала Карла XII, лишенного после поражения под Полтавой своей армии и былой славы. В другом отделении была показана сложная декорация, состоявшая из нескольких макетов, приводившихся в движение с помощью приспособлений.

На театре фейерверка появились сначала два «столпа», увенчанные коронами. Один из них олицетворял Польшу, другой — Россию. Эти колонны были украшены множеством разнообразных огоньков — синих, зеленых, желтых. Из-за «горы каменной появился лев, являющий армию шведскую». Лев приблизился к первому «столпу» и опрокинул его. Вслед за тем бросился ко второму «столпу», который лишь покачнулся. Тогда в вышине появился орел, горевший яркими огнями и «являющий армию российскую». Им были выпущены стрелы огненные, от которых лев вспыхнул и разлетелся на куски с великим громом. После этого первый «столп» поднялся и занял прежнее положение. Эта декорация, не очень понятная на первый взгляд, отражала следующие события, хорошо известные современникам.

В 1706 году польский король Август, испуганный вторжением шведов на территорию Польши, заключил мирный договор с королем Карлом XII. Но подписанный мир не облегчил положения Польши, а сам Август лишился своего престола. Россия, оставшаяся без союзника, должна была одна противостоять Швеции. И только победа русских войск вернула Польше свободу, а Августу — трон. Показанная аллегория была остроумно заимствована с хвастливой медали, выпущенной Карлом. На ней был изображен лев и два «столпа». Ударом лап один ««столп» он уже переломил, а другой сильно наклонил. На медали подпись: «Потряс оба». Устроители фейерверка расширили это содержание, показав орла, поражающего льва, и, главное, показали два «столпа», стоящими незыблемо, «являя избавление наше и возвращение короны королю Августу через оружие российское».

1 января 1712 года в Петербурге был сожжен фейерверк, декорации которого запечатлены на гравюре А. Зубова.

Театр фейерверочного представления находился на ледяном поле Невы, напротив дворца Меншикова. На льду было построено монументальное сооружение в виде триумфальных ворот. Эти «врата» были оснащены множеством разнообразных изделий увеселительной пиротехники, создававшие при своем сгорании всевозможные огненные эффекты. Вокруг ворот, художественно очерченные в виде крепости, разместились комплексы фейерверочных изделий. В проемах арок и по фасаду триумфальных ворот последовательно показывались транспаранты, эмблемы и картины, раскрывавшие содержание фейерверочного представления. Сначала на самом верху ворот был показан «воин на коне», увенчанный лавровым венком. В правой руке он держал меч, а в левой масличную ветвь — символ мира. Эта аллегория выражала постоянную готовность Петра к миру и вместе с тем означала, что русское государство продолжает еще борьбу со Швецией. Другая аллегория изображала союз «Азии» и «Европы», подчеркивая мир с Турцией. В декорациях были показаны «северная звезда» и «полумесяц», плывущий корабль и парящий огненный орел. Несмотря на отмечавшийся новогодний праздник, декорации спектакля постоянно напоминают о происходящих политических событиях, указывают дальнейшие цели и устремления. Очень интересная декорация была посвящена строящемуся Петербургу, его значению для России как города-порта на Балтийском море. Появление декорации, изображавшей Петербург, сопровождалось действием множества пиротехнических изделий, вылетающих из «крепости», и пушечной пальбой. В описаниях этого замечательного спектакля отмечалось обилие различных художественных изображений, обведенных цветными огненными фитилями. Но наряду с этим были показаны очень интересные пиротехнические картины, созданные игрой изумительных огней.

Последующие события Северной войны оказались победоносными для России. В июле 1714 года русский флот одержал крупную победу при Гангуте, а в июне 1720 года — вторую морскую победу при Гренгаме. Шведский флот был разбит, захвачено несколько вражеских фрегатов. В сентябре месяце в Петербурге в честь Гренгамской победы были организованы большие торжества. Они начались с того, что в Неву, при пушечной пальбе, ввели захваченные шведские корабли. Во время празднеств, продолжавшихся четыре дня, был устроен фейерверк, в центре которого был представлен на транспаранте Нептун, плывущий на двуконной колеснице, а над ним трубящая славу «победа». Эта декорация символизировала победу на Балтийском море и возросшее значение России как морской державы

Победы России на море окончательно решили исход Северной войны и привели к тому, что в августе 1721 года в Ништадте был заключен мир между Россией и Швецией, положивший начало новому историческому этапу во взаимоотношениях обоих государств. Мирный договор подтвердил, что отвоеванные у шведов земли «имеют вечно Российскому государству присоединены быть и пребывать».

Народ с ликованием встретил весть об окончании войны, были устроены гуляния и различные увеселения. Большое официальное празднество в честь Ништадтского мира состоялось в Петербурге 22 октября 1721 года. В этот день прошло торжественное богослужение и церемония раздачи наград участникам войны, которые сопровождались стрельбой и салютом из пушек. Набережные города были иллюминированы цветными фонариками и сальными плошками, горело немало смоляных бочек и костров.

Вечером на Петербургской стороне, напротив здания Сената было устроено фейерверочное представление, рассмотрение которого имеет для нас особый интерес. Центральная декорация фейерверка представляла собой огромных размеров сооружение в виде храма Януса. Этот храм был иллюминирован множеством разноцветных шкаликов. В назначенный час Петр 1 вышел на галерею Сената и поджег специально изготовленную фигуру орла, которая полетела к храму Януса по протянутой от Сената до храма веревке. От орла зажглась центральная декорация, и зрители увидели освященные голубым огнем открытые двери храма и внутри его двуликого Януса, державшего в руках символы славы и мира — лавровый венок и масличную ветвь.

Немного спустя показались в голубом огне две фигуры коронованных рыцарей, на щите одного из них был изображен двуглавый орел, а на щите другого — три короны. Они олицетворяли Российскую и Шведскую державы. Рыцари двигались навстречу друг другу с протянутыми для рукопожатия руками. В момент сближения фигуры рыцарей прикоснулись к дверям храма, которые тут же затворились, а рыцари подали друг другу руки.

Смысл этого эпизода таков: у древних римлян двуликий Янус был божеством дверей, входа и выхода, покровителем начала любого действия. В Риме существовал обряд — в военное время оставлять двери святилища Януса открытыми, а в мирное время запирать их. Закрытие дверей храма рыцарями было символическим выражением заключенного между Россией и Швецией мира.

Как только вход в храм Януса был закрыт, над ним взлетело «шесть тысяч ракет и прочих фейерверочных фигур», заиграли оркестры, раздался колокольный звон и грянул салют. По словам очевидца, «огонь с валов крепости и Адмиралтейства и со стоявших по Неве галер был так велик, что все казалось объятым пламенем, и можно было подумать, что земля и небо готовы были разрушиться».

Справа от храма Януса зажегся большой фитильный щит, на котором была изображена фигура Правосудия, которая попирала ногами двух фурий, представлявших недоброжелателей и ненавистников России. Над декорацией висела надпись: «Всегда победит». После этого осветился другой фейерверочный щит, слева от центральной декорации. На нем был показан направлявшийся в гавань корабль и надпись: «Конец дело венчало». Эта аллегория подчеркивала значение достигнутых Россией результатов в итоге Северной войны.

По сторонам храма Януса были также представлены пирамиды, которые казались сделанными из бриллиантов, что достигалось сгоранием особых фейерверочных изделий, дававших яркий белый свет. Кроме того, как рассказывает очевидец фейерверка, «пустили множество воздушных шаров, огромных и сильных ракет, бураков, открыли фонтаны, колеса и пр., которых огонь не прерывался в продолжение почти двух часов. Наконец, пущено было по воде несколько фигур из прекрасного голубого и белого огня, вместе со множеством водяных шаров, дукеров, водяных швермеров и других на воде горящих фигур». Одновременно на воде были показаны четыре «огненные фигуры», изображавшие «Славу», «Правосудие», «Осторожность» и «Победу».

В устройстве этого грандиозного фейерверка принимал участие сам Петр и многие военные инженеры. Над декоративным оформлением представления работали лучшие архитекторы и художники.


 

Наряду с фейерверками в честь славных побед проводились постановки, отражавшие и иные события. Известно, что Петр I всемерно стремился повысить активность, инициативу и усердие лиц, находившихся на государственной службе. По его приказу были разработаны и введены в практику новые формы наград и поощрений. Еще в 1698 году был учрежден первый российский орден апостола Андрея Первозванного, почитавшегося первым проповедником христианства на Руси. Он предназначался для награждения государственных деятелей и военачальников за большие заслуги перед государством. Сам Петр принял в награду Андреевский орден только после одержанной в 1703 году под его непосредственным началом первой морской победы над шведами в устье Невы. Значение ордена подчеркивалось и тем, что своеобразный косой Андреевский крест стал служить эмблемой военно-морского флага. Петр I постоянно привлекал общественное мнение к фактам награждения орденом отличившихся лиц. Этой же цели служил праздник кавалеров ордена, установленный ежегодно 30 ноября. В этот день устраивались фейерверки с соответствующим декоративным оформлением: наряду с другими фигурами показывался Андреевский орден, светившийся голубым огнем. В Петербурге установился также обычай ежегодного устройства фейерверков и иллюминаций в день памяти Александра Невского.

Интересный фейерверк был устроен в Москве по поводу бракосочетания Петра I с Екатериной I, а также в Петербурге в честь «дедушки» русского флота — ботика Петра, привезенного на хранение в Петропавловскую крепость.

Уделяя большое внимание внедрению новых форм в общественный быт, Петр издает, в 1718 году указ об ассамблеях. Известно, что на ассамблеях наравне с дворянам могли присутствовать представители нижних сословий: купцы, приказчики и даже старшие мастеровые. Женщины дворянского сословия, никогда раньше не имевшие доступа на общественные собрания, тоже получили право посещать ассамблеи. Излюбленным местом для многолюдных ассамблей стал Летний сад, заложенный и благоустроенный Петром.

Классический регулярный сад, украшенный скульптурами, беседками и фонтанами, вечерами принимает гостей. В дни праздников в сад «позволено… всякому чину входить, кроме тех, кои в серых кафтанах, а паче с бородами, оных впущать запрещено», но и для ««серых кафтанов» и солдат приготовлено угощение на Царицыном лугу.

Нарядная толпа заполняет сад в наступающих сумерках. Звучит музыка, и вдруг, один за другим, на деревьях вспыхивают разноцветные фонарики. Вереницы огоньков пролегают вдоль аллей, в великом множестве украшают деревья. Словно тысячи маленьких мерцающих в темноте светлячков, чудесно освещают они тенистый сад. В неровном свете плошек поблескивают шелка, серебро и золото парчи, сверкают драгоценности. Многоголосый шум сливается с оглушительной музыкой: танцы, застолье, веселье — все к услугам гостей. А с наступившей темнотой услаждают зрителей «преизрядные фейерверки и огня, в гору летущаго и по водам плавающего».

В августе 1723 года состоялось официальное открытие загородной резиденции Петра в Петергофе. «Приморский парадиз» (рай), словно по волшебству выросший на пустынном берегу залива, по своему великолепию мог соперничать с прославленными парковыми ансамблями Европы. Петергоф изумил собой всех, смело явился символом расцвета преображенной России, выражением подъема культуры и искусства. В своей приморской резиденции Петр с гордостью встречает иноземных гостей, проводит блестящие праздники и ассамблеи. Камер-юнкер Берхгольц пишет по поводу иллюминации в Петергофе: «Каждый восхищался изобретением нового прекрасного способа иллюминировать сады, находя такое освещение истинно царским. И в самом деле, едва ли где удастся увидеть иллюминацию, которая бы соединяла в себе столько великолепия и изящного вкуса».

И после смерти Петра I, Петергоф остается парадной резиденцией царей. Здесь устраивают дипломатические приемы, проводят торжественные церемонии, праздники тезоименитства (именин) царствующих особ и другие увеселения. И точно так же, как при Петре, снова сверкают в парке под сенью лип и вязов мириады огней. Водяные струи фонтанов и каскадов дробят в своих брызгах отражения горящих склянок. Тихие зеркальные пруды украшены огненными лентами, фестонами и гирляндами. Огненные дороги, состоящие из тысяч маленьких цветных светильников, как путеводные нити, ведут вас по ночному парку.

«Разноцветные огни в больших стеклянных вазах разливают меланхолический свет и озаряют пестреющие цветники садика, посреди коего скромно бьет пирамидальный фонтан. Вы идете далее: ярко освещенная аллея выводит нас на широкий луг, уставленный померанцевыми деревьями, горящие лучи, наподобие солнечных, величественно огибают все пространство цирка, и к вашим ногам стремительно льется широкий поток из пастей двух огненных драконов; посреди ландшафта два седых снопа бьют пеною вверх, отражают бесчисленные огни в алмазных брызгах своих и с шумом низвергаются в мраморные бассейны. Оттуда пускаетесь отыскивать Золотую гору и везде встречаете игривые фонтаны, везде пролегают огненные дороги. Вы блуждаете словно в Армидиных садах, не зная, где остановиться, где дать отдохнуть воображению, восторженному таким множеством чудес. Вы не замечаете даже, что вас окружает несметная толпа; но когда ваши взоры, ослепленные блеском иллюминации, остановятся на этом множестве людей разных состояний, разных сословий, разного пола и звания, какое разнообразие поразит вас! Вы увидите воинов и стройные ряды гуляющих кадетов, прелестных дам, окруженных кавалерами, черкесов, татар, казаков, опрятные толпы поселянок. На всех замечательнейших местах вас встречает очаровательная музыка, а на лужайках у Самсона слух ваш с жадностью пресыщается прекрасными голосами певцов», — так писал очевидец об очередном гулянии в Петергофе в газете «Северная пчела» в июле 1834 года.

Праздничные иллюминации неожиданно послужили нам в том, что проложили путь к регулярному уличному освещению. Всевозможные народные гуляния продолжались далеко за полночь при свете иллюминационных и фейерверочных огней, разожженных по городу костров и смоляных бочек. Иллюминации по случаю праздников горели по нескольку дней и даже месяцев и способствовали организации в начале XVIII века постоянного уличного освещения в столичных городах.

Приведенные нами описания рассказывают о том, что в XVIII веке фейерверки широко применялись для усиления праздничного характера массовых торжеств и в целях политической пропаганды. Проведение фейерверков было тесно связано также с развитием художественной культуры. Привлекаемые к работе над фейерверками лучшие художники и архитекторы создавали произведения живописного и декоративного искусства, рассчитанные на восприятие широких народных масс и развивавшие художественные вкусы населения.

В 1730-е годы у стрелки Васильевского острова был сооружен специальный фейерверочный театр, на площадке которого устраивались огненные представления. Театр был построен напротив императорского дворца на берегу Невы на 1 ООО сваях в обрамлении красивейшего городского пейзажа: с одной стороны — здание Кунсткамеры с куполом обсерватории, с другой стороны — монументальный ансамбль Петропавловской крепости, окруженные величественной полноводной Невой.

В дни праздников Кунсткамера и Петропавловская крепость были иллюминированы тысячами огней и казались огромными декорациями сказочного спектакля, который возникал посреди ночного города. Гремели литавры и трубы, со стен Петропавловской крепости раздавались громовые раскаты артиллерийской канонады, а над Невой, освещая ее берега, раскрывались разноцветные шары, расцветали огненные букеты, осыпались «золотые дожди».

Полюбоваться представлением на набережных собирались тысячи горожан самых разных сословий. Во время представления публика могла следить за развитием фейерверка, т. к. зрителям раздавались обстоятельные программы, включавшие гравюры представленных декораций, выполненные известными художниками, а также описания, девизы и стихи лучших поэтов: Ломоносова, Державина, Тредиаковского.

Блестящие фейерверки, длившиеся часами, демонстрировали всему миру пышность и богатство петербургского двора. Датский посланник с удивлением писал: «Трудно себе представить, какая масса пороха исстреливается за пирами и увеселениями, при получении радостных вестей, на торжествах и салютах, ибо в России порохом дорожат не более, чем песком, и вряд ли найдешь в Европе государство, где бы его изготавливали в таком количестве и где бы он по качеству и силе мог сравниться со здешним». И, действительно, на «огненные забавы» в России денег не жалели.

«Лучше б те миллионы на фейерверк издержаны были, — написал Петр I в одной из записок по поводу какой-то неудачной траты денег, — нечто б дивное и памяти достойная вещь была, и народ в тот час великий плезир имел».

На протяжении всего XVIII века фейерверочные зрелища по-прежнему занимают главное место в программах различных празднеств. Проекты фейерверков по случаю официальных торжеств разрабатывались Академией наук и Академией художеств совместно с артиллерийским ведомством. В этом принимали участие такие видные деятели русской культуры как Ломоносов, Кулибин, архитектор Казаков и академик Штелин, которого называли «профессором аллегории».

Фейерверки екатерининского времени отличались блеском и изяществом. Изменение вкусов в искусстве того времени отражается и в декоративном оформлении фейерверков. Уходит в прошлое стиль барокко и вместе с ним обычный фейерверочный помост-остров, окруженный фейерверочными огнями. Центром композиции становятся все более сложные архитектурные сооружения, дворцы, беседки. Театральные декорации получают все большее развитие, а в них отражается постепенное наступление классицизма. Дворцы на фейерверках 50-х годов поражают своей пышностью и причудливостью, а в 70-е годы их архитектурные линии носят более строгий и изящный характер.

В начале XIX века отмечается новый этап в развитии увеселительной пиротехники. На основе новейших химических открытий стали изготавливать составы, дававшие разнообразные яркие цветные огни, а фейерверочные средства обогатились новыми эффектными изделиями. Все это способствовало устройству еще более красочных зрелищ. Но со второй половины XIX века постепенно меняется характер фейерверков. Они уже гораздо менее сложны, масштабы их уменьшаются, все реже создаются специальные декорации. Прежние грандиозные пиротехнические представления уходят в прошлое, а на смену им приходят сравнительно дешевые фейерверки с малыми декорациями, которые доступны небольшим общественным организациям и частным лицам.

«Потешные огни» входят в область простых дачных удовольствий, в программы загородных ресторанов и увеселительных садов. Из крупных фейерверков современники упоминают лишь несколько значительных по особо торжественным дням в Москве, а также в царской резиденции в Петергофе.

В советское время прочно установилась традиция отмечать всенародные праздники военными салютами. Предприятия военно-промышленного комплекса и научно-исследовательские институты, имеющие огромный научный потенциал и современное оснащение, серьезно занялись освоением и выпуском пиротехнических изделий и значительно преуспели в этом. Они разрабатывают все новые и новые фейерверочные изделия, имеющие интересные эффекты и яркие сочные цвета. Все выше становится уровень безопасности этих изделий. Все это увеличивает и разнообразит художественную палитру мастеров пиротехники. Так появились качественно новые изделия, предназначенные для работы в концертных залах, которые значительно расширили возможности постановочных эффектов больших театрализованных представлений, эстрадных концертов, дискотек. Они сразу завоевали почитателей на сценических площадках, в различных клубах и ресторанах. «Огненный дождь», яркие вспышки, высокие мерцающие золотом фонтаны стали украшением множества концертов, спектаклей и торжеств.

Новейшим достижением является разработка «дневных» фейерверков. Даже самые яркие фейерверочные звезды не видны при солнце, а это значительно обедняет дневные праздники. Новые фейерверочные изделия раскрываются в небе не огненными шарами, а причудливыми цветами и букетами из цветных дымов, и прекрасно видны в самый яркий день.

Но не всегда современные пиротехнические постановки поражают нас разнообразием выразительных средств. Не все пиротехники утруждают себя изготовлением и разработкой новых фигур, а стремятся от них отказаться, т. к. это очень кропотливая и трудоемкая работа. А в результате фейерверки теряют от этого свою красочность, становятся менее интересными и художественными.

И только постоянно создавая новое, воссоздавая забытые фигуры и внося в них свое творческое начало, используя самые разнообразные выразительные средства — музыку, световые эффекты, лазерные картины, нарисованные на дыму, мы не только сохраним старинные традиции, но и дадим новую жизнь искусству фейерверка.

Этой же цели способствуют фестивали фейерверочного искусства. Лучшие пиротехнические фирмы России и зарубежных стран соревнуются между собой и, одновременно, делятся своим опытом и умением, демонстрируют новейшие достижения и разработки. Выигрывают от этого и зрители, для которых подобные фестивали становятся незабываемыми праздниками огня.

Художественные фейерверки по-прежнему проводятся в парках, на площадях и улицах в дни праздников городов и других народных гуляний. И только фейерверк-спектакль давно и незаслуженно забыт.

В 1991 году в Ленинграде, в день рождения города, на стрелке Васильевского острова Пиротехническими дворами Петергофа, впервые за прошедшие сто лет, был поставлен спектакль, проведенный по всем классическим канонам фейерверочного искусства.

240 пушечных выстрелов по всей окружности стрелки возвестили о начале представления. На фоне угасающего неба под звуки старинных кантов возникла громадная 15-ти метровая фигура легендарного царя Петра в огненном исполнении. У кромки воды зажглись контуры старинных кораблей петровского времени. Устремился ввысь в окружении сотен цветных огней символ города — игла Адмиралтейства, стали появляться изображения других памятников архитектуры и искусства.

Звучала старинная и классическая музыка, разнообразные пиротехнические декорации сменяли друг друга. Великолепным блестящим вальсом пронеслись многоцветные фейерверочные фигуры, словно сошедшие с гравюр старых мастеров, придуманные фейерверкерами XVIII века. На смену огненному балу пришел пиротехнический антракт, чтобы дать передышку зрителям: под волшебную музыку Чайковского, словно лебеди, отражаясь в водной глади Невы, поднялись десятки ярких белоснежных фонтанов.

И, наконец, в финале спектакля высоко в ленинградское небо, впервые за много-много лет, взметнулся горящий старинный герб Петербурга. Это символическое событие предварило последующее переименование города. Как мощный заключительный аккорд взорвались в высоте тысячи фейерверочных изделий, салютные залпы озарили все небо, осветили чудесным светом берега Невы. Разноцветный огненный занавес обогнул стрелку, и представление закончилось. Торжественным гимном любимому городу — детищу Великого Петра — прозвучал весь спектакль. Так снова ожила петровская традиция, но, к большому сожалению, этот опыт не получил дальнейшего развития.

Прекрасное искусство пиротехнического спектакля ждет своего возрождения. Возможно, колыбелью его станет знаменитый Петергоф, где в последние годы на обновленном Большом каскаде, сверкающем золотом статуй и серебром фонтанных струй, были представлены невиданные огненные феерии. В борьбе двух стихий — воды и огня, в звуках музыки и лучах света происходило блистательное действо, прославляющее красоту и деяния рук человеческих, ее создающих.

Волшебное искусство огня всегда было и остается любимым развлечением для огромного большинства людей. Нет другого такого увлекательного зрелища, которое захватывает одновременно тысячи, десятки тысяч самых разных людей. Впечатление, производимое фейерверком, ярко и динамично: ожидание возбуждает любопытство, быстротечность огненных картин заставляет напрягать внимание, кажущаяся опасность от взлетающих ракет и других фейерверочных зарядов, снопы искр и раскрывающиеся над головой огненные шары, треск, свист, пальба — все это волнует зрителя, придает еще больше оживления и интереса происходящему. Представление, длящееся считанные минуты, надолго остается в памяти людей. И где бы не взлетали в небо разноцветные фейерверочные огни, пусть они снова и снова приносят нам праздник, красоту и радость.

2 Часть

 

 

 


 
vkontakte facebook twitter