Корзина
8 отзывов
Контакты
Русские фейерверки - Уфа
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или индивидуального предпринимателя.
+7917495-71-19
+7347244-77-99
+7917345-60-38
ИП Усманова Н.З.
РоссияРеспублика БашкортостанУфаул. Самаркандская, 1/4 (вход со двора)
Карта

ОТ МАЛЕНЬКОЙ ХЛОПУШКИ ДО БОЛЬШОГО ФЕЙЕРВЕРКА. Часть 2.

Солодовников В. М ПИРОТЕХНИКА Производство и сжигание фейерверка

Предисловие к главам книги В. М. Солодовникова «ПИРОТЕХНИКА»

В 1938 году в издательстве оборонной промышленности вышла книга В.М.Солодовникова «Пиротехника», ставшая едва ли не единственным пособием по изготовлению и использованию фейерверочных изделий, изданным в советское время. Вышедшая мизерным тиражом, книга сразу же стала библиографической редкостью. А если учесть, что и всего-то в России, начиная с XVIII века, было выпущено немного книг по искусству фейерверков, то ценность этого издания уникальна.

Детально переработав и обобщив накопленный опыт мастеров пиротехники XVIII–XIX столетий и своих современников, В.М.Солодовников написал книгу, представлявшую огромный практический интерес как для профессионалов, так и для любителей. Поэтому издатели решили напечатать наиболее интересные главы из этой книги, дающие читателям представление об основах пиротехники и о сложном и редком ремесле пиротехника, кропотливым ручным трудом создающего неповторимые огненные картины.

Мы не ставили перед собой цели ознакомления со старинными рецептами пиротехнических составов и технологией изготовления изделий, которые сегодня во многом устарели. За прошедшие пятьдесят лет наука и техника ушли далеко вперед, и, именно, достижениям химии обязано современное искусство пиротехники. Изменились химические составы и возможности их обработки, появились новейшие технологии и новые изделия. Разработкой и производством современных пиротехнических средств в основном занимаются научно-исследовательские институты. Поиски новых оттенков окраски огня, красочности, яркости и силы цветных и искристых составов и даже безопасности обращения с ними — все это сфера деятельности увлекательной науки Химии. И, может быть, юные читатели этой книги продолжат многовековую историю поисков великолепных и неповторимых «увеселительных огней», которой нет конца, как нет предела прекрасному на земле.

Понятие о пиротехнике

Термин «пиротехника» происходит от двух греческих слов: πυρ (пир) — огонь и τεχνη (техне) — искусство, ремесло. Современная пиротехника является частью прикладной химии и занимается вопросами приготовления и изучения различных химических веществ и составов, образующих при сгорании цветные огни и дымы, а также производящих зажигательное и осветительное действие или создающих звуковой эффект.

Пиротехника в широком смысле слова подразделяется на: 1) военную пиротехнику и 2) пиротехнику, занимающуюся приготовлением фейерверков, сжигаемых с увеселительными целями, в виде ракет, бенгальских огней, различных фигур, лозунгов, вензелей, картин и т. п.

Только последней отрасли пиротехники и посвящен настоящий труд.

Краткий очерк истории пиротехники

Огневая сигнализация как одна из отраслей боевой пиротехники существовала как в доисторическое время: племена, знакомые с огнем, употребляли костры для передачи условных сигналов на далекие расстояния. Более сложная сигнализация посредством горящих факелов была введена древними персами, которые, таким образом, положили начало оптическому телеграфу.

Огневая сигнализация в военном деле до настоящего времени имеет широкое применение (переговоры посредством вспышек по азбуке Морзе, сигнализация цветными огнями и т. п.). Но в основном развитие военной пиротехники шло по пути изучения и применения зажигательных веществ.

Крупный переворот в древней боевой пиротехнике произвело изобретение «греческого огня» > , состав которого держался в строжайшем секрете. «Огонь» был двоякого рода: метательный и палящий. Первый имел свойства пороха и выбрасывал каменные шары из железных труб, а второй обладал свойством энергичного горения; греки выдували его из длинных труб, и огонь опалял лошадей и всадников.

Первым применил «греческий огонь» греческий император Константин IV Поганат в 678 году против арабов, осаждавших Константинополь. С изобретением пороха «греческий огонь» постепенно потерял свое значение.

Состоял «греческий огонь» из серы, селитры, винного камня, клея и смолы. Известны и другие рецепты; основой большинства их являлась селитра.

«Морской огонь» состоял из нефти и негашеной извести.

Собственно пиротехника родилась в древнейшей колыбели цивилизации — Азии, у индусов и китайцев. Китайцам за несколько столетий до нашей эры были известны смеси, подобные пороху, которыми они пользовались для военных целей и изготовления различных цветных огней и ракет. Индусы, первые изобретатели бенгальского огня, также устраивали фейерверки еще в далекие времена, главным образом, в дни религиозных праздников. У них, как и у китайцев, имеются первые по времени указания относительно применения горючих и взрывчатых смесей.

Очевидно, пиротехнические изделия индусов, китайцев и рецепты их составов проникли в Европу.

Развитию пиротехники способствовала алхимия, от которой пиротехника заимствовала эмпирические смеси, случайно найденные при производстве опытов.

Коренной переворот в пиротехнике произошел в XIV в., с появлением дымного пороха, благодаря которому явилась возможность регулировать быстроту горения состава путем изменения в дозировке компонентов.

В России пиротехника появилась в начале XVIII в. в виде казенных фейерверков и иллюминаций, устраивавшихся по случаю различного рода торжеств, причем самая организация каждого фейерверка была чрезвычайно громоздка.

Пиротехника в своем развитии не опиралась на химию и оставалась в руках людей, в подавляющем большинстве совершенно не знающих химии, но прекрасных эмпириков. Среди них были такие профессионалы, виртуозы пиротехнического искусства, как, например, отец и сын Руджиеры, устраивавшие грандиозные пиротехнические представления и изумляющие весь мир невиданными комбинациями световых эффектов. Именно поэтому пиротехник Нида в своем «Катехизисе пиротехника» совершенно не ставил вопроса о необходимости знания пиротехником химии, исходя из того, что одна практика создала гениальнейших, всемирно известных мастеров пиротехнического дела. Однако он считает долгом оговориться, что без химии иногда очень трудно изготовить, очистить или проверить неизвестные препараты и вещества и что для точного регулирования силы и яркости горения, чистоты цвета, окраски и т. д. желательно знакомство с химией.

Только наиболее передовые пиротехники оценивали исключительное значение знания химии для фейерверочного производства, так как оно гарантировало не только от несчастных случаев, которые в большом числе имели место, но и обеспечивало совершенство изготовления фейерверков, их красоту, разнообразие и дешевизну.

Совершенно понятно, что советское фейерверочное производство должно базироваться на последних достижениях всех отраслей физических и химических наук.

Фейерверочные изделия и общие понятия о них

Всякое пиротехническое изделие, входящее в состав фейерверка и производящее во время своего горения какой-либо эффект, называется фейерверочной фигурой.

По своему устройству и применению фигуры эти бывают двух родов, из которых одни условно могут быть названы простыми, а другие сложными. Простыми фигурами называются те, которые при сожжении фейерверка употребляются отдельно, независимо от других, и дают определенный эффект. Сложные же фигуры составляются из простых, причем возможности составления их не ограничиваются никакими рамками, а зависят от опыта, мастерства и изобретательности пиротехника.

  Классификация пиротехнических изделий по их действию  

Все пиротехнические изделия по способу их применения и действию могут быть подразделены на три группы:

1) простые фейерверочные фигуры, т. е., как указывалось выше, изделия, употребляемые непосредственно для составления фейерверка;

2) изделия, служащие для воспламенения фигур и передачи огня, т. е. служебные;

3) мелкие изделия, играющие вспомогательную роль. Эта группа применяется в больших количествах самостоятельно. Применение их не требует специальной практики и знаний.

Простые фейерверочные фигуры по месту их сжигания и по своему действию при горении могут быть подразделены на водяные, т. е. применяемые на воде, как, например, дукер и квекарь и наземные, применяемые на земле, к которым относятся все остальные.

Наземные фигуры, в свою очередь, по роду действия разделяются на низовые, остающиеся по своем зажжении на земле, как-то: фонтан, форс, китайское колесо, фигурная свеча, фальшфейер и листовая звезда; верховые, поднимающиеся вверх, к ним относятся: ракета, жаворонок и, наконец, средние, которые, оставаясь на земле, выбрасывают помещенные в них изделия вверх, как-то: римская свеча, бурак, фугас. Форсы, ракеты, жаворонок, китайское колесо, дукер и квекарь называются фигурами подвижными, а остальные все — неподвижными. Каждая фейерверочная фигура при горении представляет красивое зрелище; группируя же фигуры одного или разного родов вместе и получая таким образом сложную фигуру, можно достигнуть весьма разнообразных эффектов. Соединяя несколько соответствующих сложных фигур вместе, мы получаем картину, или отделение фейерверка, а несколько картин, сожженных последовательно одна за другой, создают целое огненное представление — фейерверк. Каждый составляемый фейерверк должен быть серьезно продуман, и все фигуры его и картины должны выражать ту или иную идею или отражать событие, в ознаменование которого фейерверк сжигается.

 

Простые фейерверочные фигуры

Простые фейерверочные фигуры состоят их бумажной или металлической гильзы, набитой пиротехническим составом. Количество и название известных до настоящего времени простых фейерверочных фигур, употребляемых как отдельно, так и для составления каких угодно сложных фигур, невелики и ограничиваются следующими названиями: 1) ракета, 2) фонтан, 3) форс, 4) китайское колесо, 5) жаворонок, 6) дукер, 7) квекарь, 8) швермер, 9) пчелка, 10) римская свеча, 11) листовая звезда, 12) фигурная свеча, 13) фальшфейер, 14) шлаг, 15) звездки, 16) огненный дождь, 17) фугас, 18) бурак, 19) люсткугель. Последние три изделия скорее могли бы быть отнесены к сложным фигурам, так как они снаряжаются радом простых, мелких фигур, но, благодаря тому, что они применяются самостоятельно и дают большой эффект, они причисляются к простым фигурам.

Кроме этого для коммуникации фигур и воспламенения их применяют стопин, стопиновый привод, палительные свечи, фитиль.

Несколько особо стоят пиротехнические изделия массового спроса: елочные бенгальские свечи, хлопушки, бумажные пистоны для детских пистолетов, пробки для пугачей.

  Краткое описание устройства и действия простых фейерверочных фигур
 

РАКЕТА С ХВОСТОМ

Ракета с хвостом представляет собой прочную толстостенную бумажную гильзу, плотно набитую быстро горящим составом. Для увеличения поверхности горения и, следовательно, выделения наибольшего количества газов в единицу времени внутри ракеты по продольной оси имеется свободное пространство а. Вокруг последнего набивается слой глухого состава б и слой глины в, служащий для предохранения от вышибания состава во время горения. Начинка г ракеты помещается над глиняной пробкой и выбрасывается по окончании горения глухого состава ракеты.

Чтобы придать ракете правильный полет, к ней прикрепляется прямой легкий деревянный хвост д. При взлете ракета оставляет красный огненный след и по справедливости считается одной из лучших фейерверочных фигур. К сожалению, применение ее ограничивается тем обстоятельством, что по окончании действия ракеты падающие сверху с большой высоты гильза и хвост ракеты могут причинить зрителям не только серьезные ушибы, но, и привести к смертельным случаям. Поэтому при спуске ракет в каждом фейерверке следует обращать особое внимание на выбор места для сжигания фейерверка, чтобы избежать несчастных случаев.


 

РАКЕТА СО СТАБИЛИЗАТОРОМ

Ракета со стабилизатором устроена так же, как и ракета с хвостом, но только у нее для направления полета служат три выступа (стабилизаторы), укрепленные на гильзе по продольной оси ракеты.



 

ФОНТАН

Фонтан подобно ракете состоит из прочной бумажной, а иногда и металлической гильзы, набитой быстро горящим составом. С одного конца гильза перетягивается для образования в ней шейки а. Во избежание прогорания шейки во время действия фонтана внутренняя поверхность ее смазывается жидким стеклом или же забивается глиной б на высоту 20–25 мм, в которой затем высверливается центральный канал в (другой конец после снаряжения забивается наглухо бумажной пробкой г). Во время действия фонтан выбрасывает через шейку на значительную высоту большое количество блестящих или цветных искр. Самостоятельно фонтан почти не применяется, а служит для составления сложных фигур.

 

ФОРСЫ

По своему устройству и горению форсы тождественны с фонтанами и отнимаются от них меньшими размерами и большим однообразием своих огней. В фейерверках отдельно не применяются, а служат для составления сложных фигур, в которых предназначаются для образования огненной струи в каком-либо известном направлении или для приведения этих фигур во вращательное движение. Если форсы сжигать отдельно, то они горят подобно фонтанам, выбрасывая значительное количество искр, образующих огненную струю или ленту.


 

КИТАЙСКОЕ КОЛЕСО

Китайское колесо представляет собой простую фигуру, которая, будучи свободно укреплена на железном стержне, ввернутом в стойку, и зажжена, приходит в быстрое вращательное движение, разбрасывая вокруг себя блестящие искры.

Фигура эта состоит из прочной бумажной гильзы а, набитой быстро горящим составом б и плотно закрытой с обоих концов. В стенках гильзы на небольшом расстоянии от концов ее просверливают по одному отверстию в, доходящему только до состава. В середине гильзы просверливается сквозное отверстие г, сквозь которое проходит железный стержень. Чтобы в это отвестие не мог попасть огонь, середина гильзы набивается на высоту 25–30 мм сухой глиной д. Точно так же и концы гильзы забиваются глиной на высоту 20–25 мм.

Крайние отверстия у колеса делаются с взаимно противоположных сторон и служат для воспламенения состава и выбрасывания газов, сообщающих фигуре вращательное движение.

Состав воспламеняется сначала с одного конца, и когда он догорит до средней части, огонь передается ко второму отверстию, отчего время действия фигуры удваивается. Однако для увеличения эффекта можно воспламенять обе части колеса.



 

ЖАВОРОНОК

Жаворонок, называемый иначе вихрем или турбилионом, представляет собой фигуру, которая при горении быстро вращается вокруг своей оси и в то же время поднимается вверх, создавая вихрь из блестящих искр. Полет этой фигуры напоминает полет жаворонка. По устройству своему фигура эта подобна китайскому колесу и отличается от него только тем, что кроме крайних вращательных отверстий имеет еще на каждой половине по нескольку отверстий, расположенных в перпендикулярном к крайним отверстиям направлении и называемых подъемными а, потому что газы, образующиеся при горении состава, выходя через эти отверстия, поднимают жаворонок вверх. Для придания этой фигуре правильного полета присоединяют к ней так называемое крылышко б, которое выделывается из тонкой лучины и прикрепляется к жаворонку со стороны подъемных отверстий, перпендикулярно к оси гильзы.

 

ШВЕРМЕР

Швермеры, или змейки, — небольшой величины фигуры, устроены так же, как ракеты, но только без хвоста. При горении, летая в воздухе, описывают зигзагообразные огневые линии наподобие молнии.

Самостоятельно в фейерверках не употребляются, а служат для снаряжения ракет, бураков, фугасов и пр.


 

ПЧЕЛКА

Пчелка — небольшая фигура; зажженная, она вертится в воздухе и жужжит наподобие пчелы.

По устройству пчелка похожа на китайское колесо, но гильза ее имеет сбоку только одно отверстие, а в противоположном конце содержит небольшой заряд пороха а, который по окончании горения производит звук, похожий на выстрел. Среднего отверстия для железного стержня пчелка не имеет, так как самостоятельно в фейерверках она не употребляется, а служит, как и швермер, для снаряжения ракет, бураков, фугасов и пр.

 

ФИГУРНАЯ СВЕЧА

Фигурная свеча представляет собой тонкостенную бумажную гильзочку, дно которой забито на высоту 15–20 мм сухой глиной. Остальная часть набивается медленно горящим пламенным белым или цветным составом. Отдельно свеча не употребляется, а служит для составления декораций, лозунгов и пр.



 

ФАЛЬШФЕЙЕР

Фальшфейер представляет собой тонкостенную бумажную гильзу, как и фигурная свеча, но только большего размера, с деревянной ручкой а с одного конца. Гильза набивается медленно горящим составом бенгальского огня; служит для освещения местности и различных предметов. Ручка предназначается для держания фальшфейера в руках или для прикрепления его.


 

РИМСКАЯ СВЕЧА

Римская свеча, или помпфейер, состоит из длинной прочной бумажной или металлической гильзы, наполненной последовательно в несколько рядов порохом а, звездками б и промежуточным медленно горящим составом в. Один конец гильзы на высоту 25–30 мм забивается сухой глиной г, образуя дно гильзы. При горении свечи происходит ряд выстрелов с выбрасыванием на значительную высоту цветных звездок. При соблюдении правил снаряжения по подбору зарядов пороха и цвета звездок, римская свеча является одной из эффектнейших (помпфейер) пиротехнических фигур. В фейерверках применяется как самостоятельная фигура. Сжигается в одиночку и группами.

3 Часть.


 

ЛИСТОВАЯ ЗВЕЗДА

Листовая звезда представляет собой прочную гильзу, плотно набитую медленно горящим составом, дающим белое или цветное пламя. Близ одного конца гильзы по всей окружности просверливают несколько небольших отверстий, через которые при горении состава выходит пламя и образует звезду в столько лучей, сколько на гильзе сделано отверстий. В фейерверках применяется самостоятельно и дня составления сложных фигур.

 

ШЛАГ

Шпаг представляет собой прочную гильзу, наполненную небольшим количеством дымного пороха. При воспламенении шлаг дает звук выстрела, разрывая при этом оболочку на мелкие части. Самостоятельно шлаг не применяется и служит для снаряжения ракет, бураков, фугасов и пр.



 

ДУКЕР

Дукер, называемый иначе водяным фонтаном, представляет фигуру, сжигаемую на воде. Дукер плавает и выбрасывает вверх блестящие искры наподобие фонтана, причем по временам погружается целиком в воду, а в конце горения разрывается с громким выстрелом. Дукер устроен так же, как и фонтан, с той только разницей, что между составом его а помещаются в нескольких местах небольшие пороховые заряды б, а сверху гильзы прикрепляется полый поплавок в. Для придания дукеру вертикального положения на воде к нижней части его прикрепляется груз г. Фигуры эти при фейерверках сжигаются иногда отдельно, причем их зажигают в руках и бросают в воду. Иногда же ими наполняют особого рода фугасы, представляющие собой макеты больших морских животных, например китов, дельфинов и т. п.


 

КВЕКАРЬ

Квекарь представляет собой прочную бумажную гильзу, набитую быстро горящим составом. С обоих концов гильза плотно закрыта. В одном конце гильзы просверливается отверстие до обнажения состава. Квекарь, как и дукер, является водяной фигурой; при воспламенении вертится на воде, погружаясь по временам в воду, для чего при набивке его составом в нескольких местах помещают заряды пороха. В фейерверках сжигается или самостоятельно, или же вкладывается в бумажные корпуса гусей, уток, лебедей и пр.



 

БУРАК

Бурак представляет собой толстостенную гильзу а, скатанную из плотного картона или свернутую из листового железа и обвитую снаружи для большей прочности крепким шпагатом. Гильза одним концом плотно насаживается на деревянный поддон б и служит для выбрасывания большого количества швермеров или пчелок, а большей частью для стрельбы так называемыми люсткугелями. Вышибной заряд дымного пороха в помещается на поддон и закрывается картонным кружком г, на который укладываются выбрасываемые изделия. Воспламенение порохового заряда производится при помощи стопинового привода.

 

ЛЮСТКУГЕЛЬ

Люсткугель представляет собой прочный толстостенный склеенный из бумаги шар, наполняемый цветными звездками, швермерами или пчелками. Для зажигания содержимого люсткугель снабжен бикфордовым шнуром или трубкой, набитой медленно горящим составом. При выстреле у люсткугеля воспламеняется бикфордов шнур, и в момент, когда люсткугель находится в наивысшей точке полета, происходит разрыв оболочки и при этом выбрасывается каскад разноцветных звездок или швермеров и пчелок.



 

ФУГАС

Фугас представляет собой изготовленный из толстых досок деревянный ящик а, который имеет форму усеченной пирамиды; меньшее основание ящика обращено книзу. На дно ящика насыпается большое количество пороха б, сверх которого ящик наполняется шлагами, швермерами и пчелками в. При фейерверках фугас зарывается в землю. При зажигании производит сильный звуковой эффект и выбрасывает много шлагов, швермеров и пчелок.



 

ЗВЕЗДКИ

Фейерверочные звездки имеют вид цилиндриков или кубиков; изготовляются из цветного состава путем прессования или формования его. Самостоятельного применения в фейерверках не имеют и служат для снаряжения фигур.

 

ОГНЕННЫЙ ДОЖДЬ

Огненный дождь изготовляется из фигурных свечей, набитых составом цветного огня. Для изготовления дождя фигурные свечи разрезаются по длине на 25–30 мм и подмазываются воспламенительным составом. Самостоятельного применения не имеют и служат для наполнения ракет, бураков и т. д.

 

БЕНГАЛЬСКИЕ ЕЛОЧНЫЕ СВЕЧИ

Бенгальские елочные свечи представляют собой железную проволоку диаметром около 1 мм и длиной 180–200 мм. Часть проволоки длиной 80—100 мм покрывается составом бенгальского огня. Держа рукой свободный от состава конец проволоки, зажигают состав с противоположного конца. Состав горит 40–50 секунд, разбрасывая по сторонам красивые блестящие искры, не выделяя дыма при горении. Применяется как безопасный комнатный фейерверк на елках.



 

ХЛОПУШКА

Хлопушка представляет собой гильзу диаметром 20–25 мм, скатанную из картона. В гильзу помещаются две полоски картона с гремучим серебром, а сверху конфетти или какой-либо сюрприз. При дергании за концы полосок происходит взрыв полосок с гремучим серебром и содержимое хлопушки выбрасывается.

Вместо гремучего серебра можно помещать в донную часть хлопушки маленькую хлопушка петарду из бертолетовой соли, красного фосфора и антимония, но тогда при взрыве выделяется дым.



 

ШУТИХА

Шутиха представляет собой тонкую гильзу, наполненную (неплотно) порохом. Гильзу перегибают зигзагообразно (каждый зигзаг не более 30 мм) и туго перетягивают стеклядью[3], уменьшая в месте изгиба диаметр гильз до 1/3. Запальный конец снабжается стопином и подмазывается. При воспламенении стопина сначала вспыхивает с треском первое отделение, затем огонь, перебираясь по шейке, взрывает второе и т. д. до конца. Каждый хлопок сопровождается прыжком шутихи наподобие лягушки.

 

ПИСТОНЫ

Бумажные пистоны для детских пистолетов изготовляются из двух бумажных кружочков, между которыми помещается незначительное количество чувствительного к удару состава. Края кружочков склеиваются. Применяется для стрельбы из детских пистолетов.

 

ПРОБКИ

Пробки для пугачей представляют собой обыкновенную пробку, с одного конца которой высверливается углубление. Углубление заполняется составом, чувствительным к удару и трению; при накалывании его раздается выстрел в роде револьверного. Применяются для стрельбы из пистолетов-пугачей. Иногда вместо пробки берется глиняная масса.

 

СТОПИН

Стопин представляет собой бумажную скрученную нить, пропитанную раствором калиевой селитры и сверху покрытую пороховым тестом. Стопин служит для воспламенения фейерверочных фигур. Обрезки стопина употребляются для пересыпания звездок, швермеров и пчелок при снаряжении ими фигур, чтобы обеспечить воспламенение их.

 

СТОПИНОВЫЙ ПРИВОД

Стопиновый привод служит для быстрой передачи огня от одной фигуры к другой. Посредством коммуникации фигур стопиновым приводом достигается практически одновременное воспламенение их. Стопиновый привод состоит из бумажной трубки диаметром около 5 мм, в которой помещается стопиновая нить. Для получения длинных стопи-новых приводов нити стопина связывают, а бумажные трубки склеивают, вставляя конец предыдущей трубки в последующую.

 

ПАЛИТЕЛЬНАЯ СВЕЧА

Палительная свеча представляет собой гильзу диаметром 8—12 мм, скатанную из альбомной или писчей бумаги и набитую медленно и тускло горящим составом. Дно гильзы забивается сухой глиной на 40–50 мм. Палительная свеча вставляется в пальник и служит для поджигания стопиновых приводов в декорациях и отдельных фейерверочных фигурах.

 

ФИТИЛЬ

Фитиль приготовляется из слабо скрученного льняного шнура диаметром 6—10 мм путем вываривания его в растворе уксусносвинцовой сопи в течение 15 мин или пропитки в крепком щелоке в продолжение 4–5 часов. После пропитывания шнур сушится и протирается сукном.

Фитиль можно приготовить и из бумаги, для чего из непроклеенной бумаги скатывают палочки и затем пропитывают в растворе уксусносвинцовой или хромовокалиевой соли. Один метр фитиля горит 2–3 часа. Служит для поджигания стопино-вых приводов и фигур.

 

ШНУРФЕЙЕР

Шнурфейер представляет собой ракету, у которой верхний конец не затянут наглухо, а обрезан на 10 мм выше глиняной пробки, через отверстие которой пропущен до глухого состава стопин на пороховой подмазке. К ракете привязывается в двух местах прочная гильза с диаметром канала в 10 мм. Этой гильзой шнурфейер надевается на проволоку или на веревку.

Действие шнурфейера заключается в том, что ракета, будучи подожжена, устремляется вперед по проволоке и, дойдя до стойки, в которой укреплен конец проволоки, останавливается. Когда глухой состав ракеты прогорит, огонь через стопин передается к стойке, на которой укреплен стопиновый привод фигуры, и воспламеняет его.

 

Сложные фигуры и группы

  Общие понятия

Сложные фейерверочные фигуры, как сказано было выше, составляются из нескольких простых фигур, которые при горении должны представлять огненные изображения какого-либо предмета, надписи и т. п. При составлении фейерверка каждой группе простых фигур обязательно придается какое-либо значение.

Группы ракет изображают веер, павлиний хвост, букет и т. д. Группы римских свечей изображают павлиний хвост, снопы и т. д. Группы фонтанов и форсов — водопады, копеса, каскады, гирлянды и т. д. Наконец, группы фигурных свечей изображают контуры предметов, буквы, целые надписи и т. д.

Таким образом, по сути дела, каждая группа простых фейерверочных фигур, сжигаемых одновременно, является сложной фигурой.

Для составления сложных фигур определенных правил не существует, и при составлении их обычно руководствуются опытом и изобретательностью пиротехника.

Всякая сложная фигура состоит из деревянного остова или каркаса, на котором располагаются в известном порядке простые фейерверочные фигуры.

Для составления больших сложных фигур и картин и особенно для архитектурных и художественных построений — дворцов, беседок, промышленных сооружений, пароходов, аллегорических изображений и т. д. — обязательно требуется не только эскиз со всеми деталями, но и точное распределение составляющих фигуру объектов по их наименованию, размерам, цветам и количеству.

Небольшие же сложные фигуры, простые по своему устройству и с небольшим и более однообразным количеством объектов, составляются обычно без чертежей, хотя наличие последних в составлении даже самых простых по устройству фигур значительно ускоряет дело.

Контуры построений в фигурах обыкновенно обозначаются белыми, а детали и монограммы — цветными огнями.

Для построения фонтанов и каскадов руководствуются этими же правилами: вода обозначается бриллиантовыми или цветными огнями, с переливающимся колером, а контур — белыми.

Объекты, составляющие сложную фигуру, сжигают или все одновременно, или же в последовательном порядке, причем как начало горения всех объектов, так и передача огня от одного объекта к другому должны происходить мгновенно, в противном случае получится разрыв в их действии, и фигура не даст требуемого эффекта. Согласованное действие фигуры достигается посредством соединения запальных мест фигур стопиновым приводом. Процесс соединения запальных мест фигур стопиновым приводом называется коммуникацией фигур. Для ознакомления с устройством и коммуникацией сложных фигур и групп ниже приводится описание некоторых из них.

  Ракетный веер или павлиний хвост

Эта фигура составляется из нескольких десятков ракет одного калибра, снаряженных звездками. Для составления веера можно употреблять ракеты, снаряженные также швермерами, пчелками и огненным дождем. Парашютные ракеты дня веера не применяются. Спуск ракетного веера производится со станка, который состоит из полукруглой деревянной подножки, поставленной на диаметр; верхней дугообразной доски и двух боковых досок, соединяющих подножку с дугообразной доской. В верхней дугообразной доске, на расстоянии 5–7 см друг от друга просверливаются отверстия такого размера, чтобы в них свободно проходили ракетные хвосты. В подножке же по полукруглой стороне просверлены гнезда для упора хвостов ракеты. Для коммуникационного привода в верхней дугообразной доске со стороны скобок выбирается желобок, в который закладывается привод по всей длине дуги.


 

Спуск веера производится следующим образом: ракету пропускают хвостом через верхние отверстия так, чтобы конец хвоста стал в гнездо, а край чашечки жерла ракеты находился на ребре верхней дуги. После этого, сорвав кружок с чашечки ракеты и освободив из нее конец стопина, присоединяют его к приводу, оголив последний в месте присоединения. Таким образом устанавливается вторая ракета, третья и т. д.

Запальный стопиновый привод присоединяют к коммуникационному в середине его. Длина запального привода должна составлять около метра.

При воспламенении запального привода пали-тельной свечой, заключенной в пальник, ракета мгновенно взлетает вверх.

В полете ракеты образуют как бы веер. Разрываясь, они выбрасывают массу разноцветного или одного цвета горящих звездок, швермеров, пчелок или огненного дождя.

  Ракетный сноп или букет

Ракетный сноп может составляться из какого угодно количества ракет одного калибра, снаряженных звездками, швермерами, пчелками, дождем или даже шлагом.

Действие ракетного снопа заключается в том, что большое количество ракет одновременно поднимается на одинаковую высоту, распускающимся снопом, выбрасывая на высоте горящие изделия.


 

Стеллаж для спуска ракетного снопа имеет вид круглого стола на одной ножке высотой около 1,5 м. В верхнем и нижнем основаниях стопа просверливается столько отверстий, сколько ракет должно составлять сноп. Каждому отверстию верхнего основания должно соответствовать отверстие в нижнем основании. Отверстия в основаниях стола служат для помещения в них ракетных хвостов.

По краю всех отверстий верхнего основания стола проводят стопиновый привод, привязывая его в нескольких местах ниткой, чтобы он не свалился. Затем, сорвав картонные кружки с чашечек ракет, устанавливают их хвостами в отверстия и присоединяют стопин ракет к приводу. Запальных приводов делается четыре, с диаметрально противоположных сторон верхнего основания стеллажа. Для воспламенения концы их соединяются вместе на длину в один метр.

Коммуникационный привод удобнее делать снизу верхнего основания стопа. В этом случае стопин от ракет пропускается через отверстие верхнего основания и присоединяется к приводу.

Спуск ракетного снопа производится путем воспламенения общего запального привода палительной свечой, заключенной в пальник.

  Стая жаворонков

Стая из жаворонков спускается в антрактах между большими фигурами. Иногда она спускается совместно с сигналами из ракет и бураков при начале фейерверка.

Стеллаж для спуска стай устраивается следующим образом. Берут длинную доску или брусок и вбивают или ввинчивают в него железные стержни длиной 0,5 м. Стержни укрепляются в бруске на таком расстоянии друг от друга, чтобы насаженные на них жаворонки могли вращаться, не задевая друг за друга. Чтобы крылья или гильзы жаворонков не задевали за брус при вращении во время слета, на стержни надеваются кольца такого же вида, как и для китайских колес. Все жаворонки насаживаются на стержни подъемными отверстиями вниз и скоммуниковываются между собой стопиновым приводом.


 

Дня спуска бруски укладываются на землю или на подставки, причем количество брусков зависит от количества жаворонков в стае. Запальный привод присоединяется к коммуникационному в середине стаи. Конец его отводится от стеллажа метра на 3—4, где и воспламеняется палительной свечой или фитилем.

Жаворонки после воспламенения привода должны подняться все вместе (стаей).

Иногда стеллажи для большего удобства делаются не в виде брусков, а в виде скамеечек соответствующей длины.

  Помпфейерные снопы или букеты

Для устройства этой фигуры два обруча диаметром около 1 м каждый скрепляют деревянными не толстыми брусочками в 3–4 местах так, чтобы обручи находились один над другим на расстоянии немного менее длины помпфейеров. По окружности обручей привязывают помпфейеры, располагая их в равном расстоянии друг от друга. Все помпфейеры скоммуниковывают одним общим приводом и присоединяют к нему запальный.

Для укрепления стеллажа брусочки, скрепляющие обручи, делаются на 0,25 м длиннее помпфейеров, и нижние концы их забиваются в землю. Нижние концы всех помпфейеров должны стоять на земле.

К группам подобного рода часто присоединяют изображения ваз, урн или каких-нибудь животных, из пасти которых вылетают помпфейерные звездки. Контуры этих изображений убирают фигурными свечами. Сами же изображения помещаются впереди помпфейерных групп для создания впечатления, что звездки вылетают из предметов, изображенных фигурными свечами.

  Помпфейерные батареи

Помпфейерные батареи служат для пиротехнического изображения боя между двумя какими-либо пунктами. Для устройства помпфейерных батарей из брусков толщиной 4–5 см сколачивают рамы, произвольной длины и шириной несколько менее длины помпфейера. На продольных брусках этих рам выбирают углубления на расстоянии одно от другого 15–20 см. К этим углублениям привязывают помпфейеры, обращая открытым концом их в одну сторону. В том бруске, где приходится нижний конец помпфейеров, углубления выбираются не во всю ширину бруска, а только до половины его, чтобы образовался упор для помпфейера. Рамы с навязанными на них помпфейерами располагают на земле по нескольку штук, одна за другой, и направляют их в одну сторону под углом 60–70°. Для укрепления их привязывают к 2–3 колышкам, вбитым в землю. На расстоянии, равном примерно двойной дальности полета помпфейерных звездок, располагают такое же количество рам с помпфейерами, как и в первой группе. Эти рамы устанавливают также под углом 60–70°, а помпфейеры обращают открытой стороной к первой группе. Таким образом получаются два стреляющих пункта, или батареи.


 

 

Павлиний хвост из помпфейеров

Павлиний хвост из помпфейеров устраивается подобно тому, как и павлиний хвост из ракет. Стеллаж для него состоит из стойки высотой около 2 м, к вершине которой прикреплены две дуги из досок длиной около 1/4 окружности. Верхняя из этих дуг, большая, описана радиусом около 2 м, а нижняя, меньшая, описана из того же центра, но радиусом менее первого на длину помпфейера. Обе эти дуги прикрепляются к стойке таким образом, чтобы большая была заподлицо с вершиной стойки, а меньшая отстояла от нее на расстояние, несколько меньшее длины помпфейера. На верхней дуге в радиальном направлении вырезаются углубления на расстоянии друг от друга около 15 см. На нижней дуге также в направлении радиусов вырезаются соответственно углублениям верхней дуги упоры для нижних концов помпфейера.


 

В вырезы дуг устанавливают и привязывают помпфейеры и скоммуниковывают их стопиновым приводом, присоединяя к середине последнего запальный привод длиной 1,5–2 м.

При воспламенении запального привода пали-тельной свечой все помпфейеры начинают действовать одновременно, выбрасывая при этом разноцветные звездки.

  Группы из фонтанов

Группы из фонтанов служат для изображения струй воды, бьющих вверх фонтаном или же падающих вниз в виде водопадов. Кроме того, фонтаны применяются так же, как и форсы, дня изображения деревьев, цветов, мозаик, решеток и пр.


 

Дня огненного изображения фонтанов, струй воды устраивают степпаж в виде крутого стопа, который состоит из стойки высотой окопо метра, установленной нижним концом в крестовину. В верхней части стойки укрепляются два основания на расстоянии друг от друга немного менее длины фонтана. Размер оснований зависит от количества фонтанов в группе. В верхнем основании просверливают по окружности круглые отверстия по калибру фонтанов на небольшом расстоянии друг от друга, а в нижнем выбирают против этих отверстий гнезда. В отверстия верхнего основания вставляется столько фонтанов, сколько имеется отверстий, причем шейки фонтанов должны быть обращены вверх, а основания должны находиться в соответствующих гнездах.

В середине верхнего основания всегда устанавливается фонтан большего, а по окружности — фонтаны меньшего калибра. Средний фонтан должен быть установлен вертикально, боковым же может быть придано наклонное положение или к среднему фонтану, или же от него. Коммуникация всех фонтанов группы производится общим стопиновым приводом, к которому присоединяется запальный привод.

Фонтанные группы сжигаются по одной или по нескольку вместе. В последнем случае они устанавливаются в один ряд по прямой линии или полукругом, причем все группы скоммуниковываются между собой стопиновым приводом. В промежутки между стеллажами помещаются небольшие помпфейеры, горящие разноцветные звездки которых представляют красивую игру в фонтанных искрах.

Для фонтанных групп можно обойтись и без стеллажа, привязывая их каждый в отдельности к колышку, который забивают в землю.

  Каскад из фонтанов

Каскады из фонтанов или форсов изображают водяные струи, стекающие с какого-либо уступа. Каскады устраиваются самых разнообразных размеров и состоят из одного, двух, трех и более ярусов. Стеллаж для среднего по размерам каскада состоит из деревянной стойки высотой около 5 м, укрепляемой внизу в крестовине или в четырехугольной раме. В стойку врезаются, перпендикулярно к ней, прочные бруски, расположенные по высоте стойки в три ряда, в каждом ряду по три бруска, расположенных в радиальном направлении.


 

Для прочности под каждый брусок дается откосина. Расстояние между ярусами зависит от длины ленты фонтана или форса и делается от 1,5 до 2 м. На каждый ряд брусков накладываются каскадные полукруги, которые делаются в виде колесных ободьев; размеры их различны для каждого ряда и зависят от количества фонтанов. Для стойки высотой 6 м длина полукруга первого ряда будет около 2 м, второго около 4 м и третьего около 6 м.

В полукруглых ободьях каждого яруса в радиальном направлении, на расстоянии около 5 см друг от друга, вырезаются углубления, по которым располагают и привязывают фонтаны или форсы так, чтобы шейки их выходили за окружность обода. Форсы или фонтаны в каждом ярусе разделяют на 3–4 перемены, сгорающие последовательно.

Расстояние между горящими фонтанами или форсами не должно быть более 15 см. Число горящих форсов в каждой перемене бывает различно и зависит от размера полукруга. Количество патронов в каждом ярусе рассчитывается так, чтобы в среднем ярусе огня было вдвое более, чем в верхнем, а в нижнем вдвое более, чем в среднем. На верхний конец стойки в середине полукруга первого яруса устанавливается большой фонтан. Время горения его должно быть равно времени горения всего каскада.

Коммуникация патронов в каскаде производится по переменам стопиновым приводом так, чтобы огонь патронов первой перемены по окончании горения их передавался патронам второй перемены, затем третьей. Запальный привод присоединяется к коммуникационному приводу патронов первой перемены.



  Пальма из фонтанов или форсов

Стеллаж для пальмы состоит из стойки длиной 6 м с четырьмя полуободами, укрепленными на расстоянии 1 м друг от друга. Диаметр верхнего полу-обода 0,5 м, второго 1 м, третьего 0,75 м, четвертого 0,5 м. На верхнем ободе навязываются в радиальном направлении 5 патронов шейками вверх, на втором 8 патронов, на третьем 6, на четвертом 4 и внизу на стойке 2. Коммуникация всех патронов производится стопиновым приводом в одну перемену, как указано на рисунке.


  Мозаика из форсов

Мозаика из форсов образуется из сочетания огней таким порядком, чтобы сложилась геометрическая фигура, повторяющаяся определенное число раз. Например, паркет из шестигранников получается при симметричном расположении патронов на параллельных рейках, под определенными углами, причем небольшие группы в 2, 3, 4 патрона повторяются не только по форме, но и по колеру. Размеры стеллажей для мозаик бывают различны. Высота стоек делается 6–8 м. Устройство стеллажа, порядок расположения патронов и коммуникация их ясны. Мозаика обыкновенно употребляется не одна, а совместно с большими звездами и солнцами и служит для заполнения промежутков в декорациях.

  Сияние из форсов или фонтанов

Сиянием называется звезда, состоящая из шести длинных и шести коротких лучей. Каркас для сияния представляет собой 6 длинных и 6 коротких спиц, скрепленных в центре деревянной шайбой. Каркас имеет диаметр около 1 м и устанавливается на стойке высотой в 5—б м.


 

Патроны навязываются на спицы шейками вверх и скоммуниковываются стопиновым приводом обычным способом. В центре сияния часто ставят китайское колесо или же убирают его фигурными свечами. Китайское копесо должно давать розовую ленту, а фигурные свечи должны гореть красным огнем. Патроны же самого сияния должны давать бриллиантовую ленту.


  Солнце

Солнце или калейдоскоп из фонтанов или форсов, состоит из каркаса в виде нескольких концентрических кругов. Каркас состоит из крестовины, сбитой из 4 или 6 планок. К крестовине прикрепляется несколько ободов, причем самый больший из них находится у концов крестовины, а меньшие располагаются ближе к центру на расстоянии от большего обода и друг от друга равном, примерно, половине длины патрона. Число ободов зависит от размера солнца. Форсы привязываются к двум смежным ободам шейкой вверх в радиальном направлении. Середина солнца убирается так же, как и в сиянии.

  Горизонтальный каскад

Горизонтальный форсовый каскад представляет собой горизонтальное колесо, которое при быстром вращении во время горения разбрасывает вокруг себя множество искр, падающих вниз, чем создается впечатление огненного водопада.


 

Колеса для каскадов состоят из двух ободов и ступицы, соединенных крестовиной. Обод меньшего диаметра закрепляется сверху спиц для того, чтобы края его были несколько выше краев наружного обода, имеющего больший диаметр. Это делается для того, чтобы навязываемые на колеса форсы были наклонены шейками вниз. Подвижные каскады делаются из одного, двух, трех и более колес, которые располагаются одно над другим. Обычные размеры колес таковы: диаметр верхнего 1 м, второго 1,5 м и третьего, нижнего, 2,5 м. Число форсов, навязываемых на колеса, бывает различно и зависит от размера колес. Количество перемен у всех колес каскада должно быть одинаковым, что же касается количества горящих форсов в каждой перемене, то оно у верхнего колеса должно быть не менее 3–4 форсов, у среднего — 5–6 и у нижнего 7–8 форсов.

Стеллаж для подвижного каскада состоит из деревянной стойки высотой около 2 м и толщиной 10–15 см. Нижний конец стойки укрепляется в лежне или крестовине, а на верхнем конце ее вделывается железный стержень длиной 1,5 м, диаметром около 30 мм.

На стержень надевают колеса с навязанными на них форсами, начиная с нижнего колеса — самого большого — и размещая их на одинаковом расстоянии друг от друга. Под каждое колесо свободно подкладывается баранка, удерживаемая чекой, вставляемой в отверстие, просверленное в стержне. Для того чтобы стеллаж не качался, верхний конец стержня помещают в гнездо перекладины, закрепляемой на отдельной рейке. Сверху перекладины устанавливают один или несколько больших фонтанов, которые скоммуниковывают между собой и с первой переменой каскада. Фонтаны эти должны гореть все время, пока не окончится горение всех перемен каскада.

  Спираль

Подвижная спираль представляет собой горизонтальную форсовую фигуру, очень эффектную по своему действию. Устройство ее следующее.


 

Деревянная стойка длиной около 2 м и диаметром 10–15 см одним концом укрепляется в лежне или крестовине. На другом конце ее вделывается железный стержень длиной около 1,5 м, диаметром 25–30 мм. На этот стержень надевается каркас спирали. Каркас представляет собой усеченную шестигранную пирамиду, нижнее основание которой состоит из ступицы с вделанными в нее шестью спицами, каждая длиной около 0,5 м. Концы спиц соединены между собой поперечинами и образуют таким образом правильный шестиугольник. В центре ступицы просверливается отверстие диаметром около 35 мм. С одной стороны ступицы привертывается шайба с центральным отверстием, диаметр которого соответствует диаметру стержня стойки, т. е. равен 25–30 мм. Назначение этой шайбы — уменьшать трение стержня о ступицу при вращении последней. Верхнее основание пирамиды также состоит из ступицы, имеющей вид правильного шестиугольника, с диагональю 20 см и толщиной 5 см. В середине верхнего основания также просверливается отверстие, но не сквозное, а примерно на глубину 25 мм. В это отверстие вставляется железный колпачок в виде наперстка, внутренний диаметр которого соответствует диаметру стержня.

Верхнее и нижнее основания пирамиды соединяются между собой планками, которые прикрепляются по углам шестигранников оснований. Расстояние между верхним и нижним основаниями должно быть немного менее длины железного стержня стойки. При таком положении, если надеть пирамиду на стержень, то она станет наперстком верхнего основания на конец стержня и будет как бы висеть на нем, что облегчит вращение пирамиды.

Вею пирамиду, начиная с основания, обивают железной проволокой так, чтобы образовалась спираль. Всю спираль уставляют большим количеством цветных или бриллиантовых огней. По граням нижнего основания пирамиды навязываются шесть форсов. Шейки их обращаются в одну сторону и наклоняются слегка вниз. Форсы скоммуниковываются между собой на три перемены, в каждой перемене по два форса, расположенных друг против друга. На верхнем основании пирамиды устанавливается один или несколько больших фонтанов. Если один, то вертикально, если несколько, то с небольшим наклоном в стороны. Коммуникация патронов спирали производится общим стопиновым приводом. К первой перемене форсов должен быть прикоммуникован привод огней спиралей и фонтаны верхнего основания. Горение верхних фонтанов и спиралей должно происходить в течение всего времени, пока будут действовать все три перемены форсов нижнего основания.

При спуске спираль образует красивую вращающуюся фигуру, горение которой оканчивается шлагом догоревшего верхнего фонтана.


  Колесо в три форса

Китайское колесо с тремя форсами состоит из ступицы и трех спиц, вделанных в нее. В центре ступицы просверливается отверстие диаметром около 10 мм, которым она насаживается на стержень. Для уменьшения трения ступицы о стержень диаметр отверстия у ступицы делается несколько более диаметра стержня, а с обоих оснований ее укрепляются железные шайбы, имеющие в середине отверстие, равное диаметру стержня. Центры отверстий шайб, укрепленных на основаниях ступицы, должны точно совпадать с центром отверстия ступицы. Форсы навязываются по концам спиц и скоммуниковываются стопиновым приводом. Для одновременного горения всех форсов привод присоединяется непосредственно к жерлу форсов. Для горения в три перемены запальный привод соединяется с жерлом первого форса, жерло второго форса — с передаточным отверстием первого, а жерло третьего — с передаточным отверстием второго. Для лучшего вращения на стержне между колесом и стойкой подкладываются деревянные баранки. Высота стойки должна быть не менее 2 м.

  Полуоборотное колесо

Полуоборотное колесо состоит из двух колес, укрепленных на одном стержне и вращающихся в одну или в разные стороны. Заднее из этих колес делается в три раза больше переднего.


 

Форсы у таких колес навязываются под углом 45–60° к радиусу и направляются шейками у одного колеса в одну сторону, у другого в другую или же в одну сторону у обоих.

Переднее, меньшее, колесо должно вращаться всегда в ту сторону, в которую завинчена зажимная гайка стержня, в противном случае гайка может отвинтиться при вращении колеса. Для того чтобы колеса во время вращения не задевали друг за друга или за стойку, они должны отделяться как между собой, так и от стойки и гайки кольцами-баранками.

Коммуникация форсов производится в одну или несколько перемен. Приводы первых перемен обоих колес соединяются в один запальный привод. Высота стойки должна быть такой, чтобы расстояние от нижнего форса до земли было не менее 2 м.

  Форсовая мельница

Форсовая мельница состоит из одной или двух планок общей длиной 3–4 м, толщиной и шириной около 5 см.


 

При наличии двух планок они соединяются между собой. Посередине планки или в месте крепления двух планок прикрепляется с двух сторон по одному деревянному кругу (на рисунке не показано) с диаметром около 25 см и такой же толщины, как и планки. Круги прикрепляются к планкам гвоздями (3–4 шт.). В середине прикрепленных кругов просверливается сквозное отверстие диаметром около 30–35 мм, по обе стороны этого отверстия прикрепляются две железные шайбы, имеющие центральное отверстие диаметром около 25 мм. Центральное сквозное отверстие служит для насаживания планок на стержень. Шайбы служат для уменьшения трения при вращении планок на стержне. На концах каждой планки вырезаются под углом 45–60° к продольной оси планки углубления, которые служат для крепления форсов. Шейки привязанных форсов должны быть обращены несколько вверх и на одном конце планки в одну сторону, на другом — в противоположную. Количество форсов на каждом крыле зависит от желаемого времени горения мельницы. Все форсы скоммуниковываются между собой, разделяя их на несколько перемен. Приводы всех форсов первой перемены проводят по планкам почти до самой ступицы, где они соединяются в один общий привод. Для большего эффекта в центре мельниц насаживают форсовое колесо небольших размеров, но с таким числом перемен, как и у мельниц. Привод этого колеса прикоммуниковывают к запальному приводу первой перемены. 

 

 

       

 

 

 

vkontakte facebook twitter